На главную страницу www.topsbi.ruКарта сайтаКонтактыin English
TopS BI – автоматизация управления, консалтинг, системная интеграцияКонсалтинг, автоматизация управления предприятием - TopS BI
Решения в области управления ИТ
Системы управления проектами
Новости

27.06.2013
«Группа компаний Систематика» выросла на 73% по итогам 2012 года >>

24.06.2013
TOPS Consulting – партнер №1 Microsoft в России по направлению Portals and Collaboration >>

Главная > О компании > Пресс-центр > Публикации
print

Управление техническим обслуживанием и ремонтами в современных условиях

Ольга Васильева, Николай Воробьев

Практически на каждом предприятии есть объекты, требующие технического обслуживания и ремонта (ТОиР): оборудование, на котором производится продукция, здания, сооружения, линии электропередач, трубопроводы, парк автотранспорта и пр., вплоть до офисной мебели и светильников. В условиях рынка на первый план выходят вопросы учета затрат предприятия на обеспечение работоспособности его активов. И здесь целый ряд преимуществ дает применение автоматизированных систем управления ТОиР.

Зачем нужны системы ТОиР?

Организация работ по ремонту и обслуживанию оборудования определяется его ценностью, возможными последствиями поломок, аварий и, соответственно, соображениями  экономической целесообразности. Обычно выделяют следующие виды ТОиР:

  • реагирующее — выполнение работ по восстановлению после поломки;
  • регламентное — периодическое обслуживание вне зависимости от состояния оборудования;
  • по состоянию — выполнение тех или иных операций при приближении показателей технического состояния к определенному пороговому значению.

Первый вид ТОиР применим к малоценному оборудованию. Однако опыт показывает, что и в этом случае затраты на восстановление после поломки нередко бывают существенно выше затрат на профилактическое обслуживание и предотвращение поломок. Необходимо также учитывать убытки от незапланированной остановки производственного процесса на время ремонта. И, конечно, такой вид ТОиР не может применяться, если поломка чревата опасными экологическими последствиями.

Регламентное обслуживание, проводимое по правилам изготовителя оборудования, в целом призвано обеспечивать его работоспособность. Правда, иногда такое обслуживание приводит к неоправданным расходам, поскольку реальное техническое состояние устройства в момент проведения работ может и не требовать какого-либо вмешательства, а заменяемые детали еще не достигли критической степени износа.

Обслуживание по состоянию позволяет, с одной стороны, обеспечить работоспособность техники, с другой — заранее подготовиться к проведению ТОиР и минимизировать расходы на него. Считается, что такое обслуживание экономически наиболее эффективное. Однако задача планирования ТОиР на предприятии, которое эксплуатирует тысячи единиц оборудования, — довольно сложная. Состояние каждого из объектов контролируется по множеству показателей, и по каждому из них должна рассчитываться дата очередного ТО, ТР или другого вида обслуживания. А если приращение показаний непостоянно? А если желательно составить график ТОиР на полгода или год вперед или необходимо учесть имеющиеся ресурсы ремонтников? А производственный график? При этом нужно еще обеспечить снабжение запчастями и материалами, обосновать бюджет... Можно себе представить объем работы отделов планирования ремонтных служб. Именно здесь неоценимую помощь может оказать автоматизированная система управления ТОиР, причем задача планирования (рис. 1) является лишь одной из ее функций.

Рис. 1. Логика планирования ТОиР

Возможности автоматизированной системы ТОиР

1. Паспортизация оборудования. Информация об активах нужна не только ремонтным службам. Бухгалтерию интересует процент их износа или балансовая стоимость. Изготовитель, дата ввода в эксплуатацию, рыночная стоимость — эти сведения могут быть востребованы рядом других служб. Системы ТОиР позволяют определять и хранить такие атрибуты централизованно и структурированно. В современных системах существуют возможности группировать эти данные, задавать их форматы, обязательность ведения той или иной информации, ее взаимосвязь с данными из других функциональных модулей или систем, например со списком поставщиков.

Все объекты могут быть иерархически связаны, в частности по функциональному назначению. Группирование объектов по территориальному расположению в условиях интеграции системы ТОиР с приложением управления недвижимостью позволяет организовать однократный ввод данных и исключает ошибки.

2. Нормирование работ. Каждая выполняемая операция характеризуется нормами расходования материалов и заменяемых частей, перечнем последовательных и параллельных шагов, применяемыми инструментами и необходимым числом специалистов требуемой квалификации. Поскольку материалы и запчасти учитываются в системе вместе с их стоимостью, а трудовые ресурсы — с почасовыми ставками специалистов, подсчет плановой себестоимости работ особой сложности не представляет (рис. 2). Точно так же можно контролировать и работы, выполняемые подрядными организациями: при этом принимаются во внимание контракты, ценовые соглашения и т. д.

Немаловажно иметь под рукой и библиотеки технологических инструкций, чертежей, ГОСТов, ТУ и пр. Все эти документы могут храниться в системе и логически связываться с конкретным оборудованием или видом работ, что облегчает их использование в процессе проведения ТО.

Рис. 2. Структура плановых и фактических затрат (прослеживается в системе ТОиР до уровня каждого подразделения).

3. Управление работами. Задания на ТОиР в системе формируются или автоматически, или вводятся ответственным лицом, обычно в связке “оборудование — работа”. Задание может генерироваться и в ответ на запрос о неполадке, сформированный любым пользователем системы и прошедший утверждения по установленной иерархии. Необходимые материалы и ресурсы определяются нормативами. Просчитывается продолжительность выполнения задания и каждой операции по техкарте. Ремонтники получают бланк, в котором подробно расписано, кто, что и когда должен сделать, какие детали использовать, какие инструкции или чертежи применять. Остается зафиксировать выполнение операций и задания в целом, отразить фактическое количество использованных материалов и ресурсов, возможно, применить процедуры контроля качества и занести текущие показания измерителей. Узлы, подлежащие ремонту, могут быть заменены, и на работу по устранению дефектов в них формируется свое задание.

В случае выполнения операций по ТОиР сторонней организацией, современные системы лают возможность выставить счет как на работу в целом, так и детально по задействованным трудовым ресурсам и израсходованным материалам на основании их номинальной стоимости или по отдельному прейскуранту. Счет автоматически попадает в модуль расчетов с дебиторами.

Если в системе есть возможность относить задания на ТО к разным проектам, это обеспечивает контроль таких проектных работ, как, например, модернизация предприятия. В этом случае все объекты системы (заказы на закупку материалов, планы изготовления запчастей и пр.) имеют ссылки на тот или иной проект. Система разрешает размещать закупаемые материалы только на складских местах, логически отнесенных к данному проекту, и впоследствии выдавать материалы со склада только под задачи данного проекта. Соответствующие позиции относятся при этом на затраты конкретного проекта.

4. Планирование ТОиР. Как отмечалось выше, планирование ТОиР является одной из самых важных и трудоемких задач, для решения которой система управления будет особенно полезна. На основании показаний измерительных приборов (они могут импортироваться в систему, в частности, из контура АСУ ТП или периодически заноситься вручную как результат выполнения отдельного задания — “снятия показаний датчиков”) система по принятым на предприятии методикам планирует (или корректирует планы) работы на определенный период времени. Например, при достижении неким параметром первого допустимого порога планируется более частый контроль его состояния, а по достижении второго критического порога назначается ремонт.

Система помогает контролировать доступность ресурсов. Так, можно автоматически учитывать рабочий график ремонтников по сменам и при необходимости корректировать даты работ по ТО (или назначение ресурсов на работы), с тем чтобы они реально могли быть выполнены.

План работ в виде перечня заданий на ТОиР становится доступен менеджерам, планирующим производственную программу предприятия. Для них каждый объект ТОиР является основным производственным ресурсом, и если обслуживание требует остановки оборудования, на период ремонта ресурс помечается как недоступный. Это помогает синхронизировать действия различных служб предприятия.

5. Контроль качества. Интегрированные подсистемы контроля качества позволяют обеспечить фиксацию контрольных параметров по завершении задания или операции. Заранее определив целевые показатели и допустимые значения каждого из них, ремонтные службы могут доверить системе выполнение ряда действий в автоматическом режиме. Например, проанализировав значение показателя, введенное в процессе контроля качества (или вычислив показатель по группе введенных значений), система может сформировать запрос на повторное ТО или проинформировать ответственных лиц по электронной почте или SMS-сообщением на мобильный телефон. Возможны и другие варианты реакции системы.

6. Планирование материалов и запчастей. Список плановых заданий на ТОиР содержит потребности в материалах и запчастях, причем они могут быть привязаны к дате начала конкретной операции в техкарте. На основании этих данных формируются плановые заказы на приобретение материалов и запчастей и/или изготовление их на вспомогательном производстве. Планирование выполняется с учетом требуемых дат, сроков поставки/изготовления, наличного сырья, аварийных запасов, прогнозируемых остатков, имеющихся заявок и заказов на закупку и изготовление, размеров партий, утвержденных контрактов и прейскурантов и пр.

7. Планирование и анализ затрат на ТОиР. Плановые и фактические затраты на ТОиР отслеживаются как по отдельным заданиям на ТОиР, так и по объектам обслуживания с необходимым разбиением по материалам, затратам труда и пр. Затраты группируются по иерархии оборудования. Например, можно отражать распределение суммы затрат по подразделениям предприятия, по временным периодам и другим категориям (скажем, по подрядчикам, отдельным службам или бригадам).

Сравнение плановых и фактических затрат, анализ расхождений в различных разрезах позволяют в том числе выявлять проблемы в организации работ, формировать и корректировать нормы.

Выбор системы: интеграция или специализация?

Предприятие, которое приняло решение о внедрении информационных технологий, неизменно встает перед выбором — использовать набор специализированных продуктов (best-of-breed) или интегрированное решение.

Первый путь предполагает применение лучших решений в каждой из отдельно взятых областей управления предприятием, будь то автоматизация складского хозяйства, управление транспортными потоками, ТОиР и др. Специализированные решения отличается исключительной полнотой функциональности, обеспечивающей широкий охват решаемых в конкретной области задач и максимальный комфорт пользователей системы. Большинство из таких решений нашло широкое применение, их эффективность в своей области подтверждена на практике.

Второй вариант — использование комплексных ERP-систем. Обычно функциональность каждой подсистемы/модуля ERP менее развита по сравнению с соответствующими специализированными системами, да и удобство работы пользователей не является здесь основным приоритетом. Главная задача ERP-системы — обеспечить максимальную эффективность работы предприятия в целом.

Очевидно, решение по выбору системы должно определяться целями и задачами предприятия. В условиях рынка большинство предприятий могут выжить, лишь оперативно реагируя на изменения конъюнктуры и сводя к минимуму собственные затраты. Для этого необходима информационная поддержка самых разных функциональных областей, а использование набора из нескольких “разношерстных” приложений чревато дополнительными проблемами.

Поэтому сегодня важным фактором выбора специализированных систем становится возможность организации взаимодействия отдельных приложений. Можно привести простой пример. Предприятие использует систему планирования производства продукции, помогающую приводить план продаж (и план производства) в соответствие с имеющимися производственными мощностями. Ремонтная служба этого же предприятия работает с системой управления ТОиР, обеспечивающей планирование ремонтов на основании, скажем, технической диагностики оборудования. Причем эти ремонты требуют остановки оборудования. Вопрос: кто и каким образом сможет синхронизировать планы производства и ремонтов? Знают ли производственники (и продавцы) о том, что оборудование на какое-то время будет остановлено? Знают ли ремонтники, что есть срочный заказ и покупатель уже произвел предоплату? Может ли предприятие оперативно перераспределять материальные, людские и финансовые ресурсы?

Попытки связать отдельные решения приводят к существенным расходам на обеспечение и поддержку такой интеграции. Кто отвечает за надежность, достоверность и полноту передачи данных между системами? Достаточно ли оперативен обмен данными? Как установить вышедшую новую версию той или иной системы, не нарушив связи с другими приложениями? Ответы на такие вопросы не всегда очевидны.

Поэтому многие предприятия сегодня готовы поступиться частью функциональности и склоняются к приобретению комплексных решений от одного поставщика, обеспечивающего интеграцию компонентов своего продукта, его поддержку и развитие в соответствии с растущими потребностями бизнеса.

На что следует обратить внимание?

Переход на автоматизированное управление ТОиР требует большой подготовительной работы. Очевидно, что надо утвердить методологические основы ТОиР предприятия, такие как структурный анализ оборудования, выделение приоритетных объектов, анализ режимов работы оборудования, принципы сетевого планирования и т. д.

Одной из наиболее актуальных и трудоемких задач при внедрении системы управления ТОиР является наполнение ее базы данных, которая обычно содержит следующие компоненты.

  • Перечень объектов обслуживания, их группировку и положение в различных иерархиях.
  • Список стандартных работ по ТО.
  • Нормы трудозатрат и расхода материалов и запчастей на каждую работу. Понятно, что необходим номенклатурный справочник материалов, справочник ресурсов.
  • Нормы наработки оборудования, необходимые для планирования работ, с учетом его фактического состояния, правила последующей корректировки плана диагностики и прогнозирования значений параметров.

Системы управления ТОиР, как правило, позволяют загружать такие данные из других систем или файлов через стандартные интерфейсы, но для этого нужно, чтобы предприятие имело указанные данные в электронном виде. К сожалению, зачастую это не так. Более того, иногда в полном объеме документация недоступна даже в бумажном виде. Поэтому подготовка данных должна начинаться сразу после открытия проекта по внедрению системы, а может быть и ранее, как только принято решение об ее использовании.

Наконец, внедрить серьезную систему качественно и быстро можно только при условии привлечения компании, специализирующейся на таких работах, имеющей свой штат экспертов в области эксплуатации оборудования и применяющей соответствующие методологии ведения проектов.

CIO № 3, 2007

« вернуться

Для зарегистрированных пользователей