Вернуться на главную страницу выпуска>>

Автор: Максим Кислицкий, директор департамента Microsoft компании TopS BI

Развитие интранет-порталов в России в ближайшее время будут определять ключевые мировые концепции Digital Workplaceи Enterprise 2.0, а также стоящие перед бизнесом задачи – поиск и удержание талантов, генерация знаний и идей, повышение производительности труда и т.д.

Основные тренды

 Сейчас в мире специалистами активно обсуждаются два ключевых тренда, определяющих развитие интранет-порталов. Первый - Digital Workplace (Единое рабочее место, ЕРМ) - активно продвигает организация Intranet Benchmarking Forum (IBF), а также ряд международных экспертов в области интранета. Digital Workplace - это интегрированная эко-система корпоративных ИТ-систем, сервисов и средств, которая позволяет людям выполнять свою ежедневую работу, сотрудничать, общаться, создавать и развивать продукты и услуги, взаимодействовать с клиентами. Интранет в традиционном понимании может быть как единой точкой входа в Digital Workplace, так и почти полностью предоставлять весь его функционал.

Западные организации уже не первый год уделяют самое пристальное внимание повышению производительности труда сотрудников, поэтому идея Digital Workplace находит там живой отклик. Идея такова, что через ЕРМ люди получают все необходимые сервисы для работы, в том числе удаленной. В настоящее время все отчетливее выражена тенденция переноса работы над документами с классических средств (локальный компьютер и почта) на портал, то есть в область для совместной работы. Первый опыт работы с ЕРМ позволяет говорить о существенной экономии времени на подготовку и согласование документов за счет обеспечения возможности их совместного редактирования и прозрачности процессов согласования.

Удобный поиск различной информации и документов в компании - немаловажная часть концепции Digital Workplace, позволяющая существенно оптимизировать рабочее время сотрудников. У сотрудника должна быть единая точка входа для нахождения информации во всех ИТ-системах, используемых в компании. Этот механизм должен не только обеспечивать быстрый полнотекстовый поиск по аналогии с Google или другими поисковыми сервисами в Интернете, но и учитывать специфику организации – предоставлять возможность уточнения поисковых запросов на базе корпоративного словаря ключевых слов: проектов, департаментов, тематики и т.п. Также подобные системы предоставляют возможности по поиску экспертов в компании по тематике поискового запроса.

Разумеется, ЕРМ должно интегрировать в себя все необходимые для работы сотрудника системы – электронный документооборот, CRM, ERP и т.д. При этом каждый сотрудник должен с учетом своей роли в компании иметь возможность получения преднастроенного набора приложений для доступа к информации, необходимой в его повседневной работе. В идеале сотрудник должен получить не только агрегацию необходимых ему систем в одном месте, но и возможность тонкой фильтрации общего информационного потока в соответствии с его задачами.

Второй тренд, определяющий развитие интранет-порталов, – идея Enterprise 2.0. Она предполагает привнесение средств Web 2.0 в работу крупных компаний: социальные сети с профилями и лентами активности, генерация знаний и идей в компании через социальные ресурсы, а также мотивацию сотрудников через интегрированные в интранет мотивационные программы и геймификацию рабочего процесса.

Во многом идея Enterprise 2.0 связана со сменой парадигмы работы сотрудников с порталом - от потребителей информации к ее активным генераторам. Поэтому помимо внедрения социальных профилей сотрудников, функционала по ведению сообществ и предоставления контента в виде лент активностей, механизма тэгов и хештеэгов для установления сложных связей и поиска контента в системе, также немаловажна мотивация и вовлечение сотрудников в использование данного решения.

У нас свой путь

Ни для кого не является откровением, что в области внедрения инноваций российский рынок в среднем на несколько лет отстает от зарубежного. Не являются исключением и разработки в области интранет-порталов. Наши компании довольно консервативно подходят к решению новых задач и, как следствие, к выбору новых технологий. При этом перед Россией встает проблема грядущего кадрового кризиса – наступающая демографическая яма продлится как минимум 15 лет и сильно обострит борьбу компаний за умы и таланты. Разные компании готовятся к этому по-разному. Одни пока не придают этому большого значения, другие уже предпринимают определенные шаги. Например, розничные сети, где работает много молодежи, активно включились в эту борьбу и достаточно смело привносят идеи Enterprise 2.0 в свои корпоративные среды.

Среди запросов, которые поступают в компанию TopS BI, пока превалируют классические: как внедрить информационный портал, направленный на формирование определенной корпоративной культуры, как автоматизировать ряд внутренних бизнес-процессов. Одна из новых тем, которая уже привлекла довольно пристальное внимание, – генерация идей и знаний в компании. Руководителей все чаще интересует, как создать открытую среду коммуникаций и обмена опытом сотрудников, сформировать корпоративную культуру синергии, нацеленной на результат. Составляющими этого процесса является мотивация сотрудников, вовлечение «новых» и удержание «правильных» людей в компании, работа по оценке, развитию и обучению сотрудников. С точки зрения ИТ все эти задачи можно полностью или частично реализовать на интранет-портале.

В целом, описанные выше подходы к реализации интранет-порталов, соответствующих концепциям Digital Workplace и Enterprise 2.0, пока не очень широко распространены в нашей стране, но очевидно, что это направление будет быстро набирать обороты.